Ваш запасной аэродром

Какие профессии хорошо иметь в резерве, на случай потери работы?

В моменты кризиса люди копят все: продовольствие, средства гигиены, расходные материалы, необходимые для дома, квартиры или автомобиля. Неплохо иметь дачу и приусадебный участок (тем, кто еще не разучился огородничать) или запас свободно конвертируемой валюты. Однако лучше всего владеть дополнительной профессией, которая сможет прокормить в самые тяжкие времена.

– Вспоминая 90-е, могу сказать, что я выжил благодаря знанию бухучета, – говорит бывший предприниматель, а ныне депутат ГосДумы Владимир Самокиш. – В школе мне нравилась математика, и по окончании учебы я пошел на бухгалтерские курсы. Кооперативы и частные предприятия тогда росли, как грибы после дождя, а система налогообложения кардинально менялась на глазах – всем требовались бухгалтеры. Старые специалисты, десятилетиями работавшие по одним и тем же правилам, воспринимали эти перемены тяжело, а моя молодость была преимуществом. Учась на экономическом факультете ТГУ, я, одновременно, обслуживал, как бухгалтер, по две-три фирмы, что позволяло полностью обеспечивать себя.

Следует уточнить, что нынешняя ситуация совсем не похожа на 90-е, и вряд ли будет сопровождаться бурным ростом частного бизнеса. Скорей наоборот – наблюдается угасание предпринимательской активности в целом ряде отраслей. Поэтому многочисленной армии бухгалтеров также придется несладко. Зато выбор профессора юрфака Владимира Киселева, который, будучи университетским преподавателем в начале 90-х не стеснялся подрабатывать дворником в ЖЭУ, выглядит более реалистичным:

– Это было даже полезно для здоровья: спозаранку я успевал подмести территорию вокруг нашей многоэтажки и плюс еще два соседских двора. Деньги выплачивали стабильно, и, в придачу к университетской зарплате, это помогло моей семье выжить.

Другой вариант для гуманитариев – частное репетиторство – способен выручить даже не меняя профессии.

– Томск – университетский город, где всегда есть спрос на учителей, помогающих школьникам сдавать вступительные экзамены в вузы, – говорит преподаватель немецкого языка Ольга Блинова. – В 90-е я зарабатывала исключительно репетиторством. В родном институте платили копейки, да еще и задерживали их. Приходилось шесть дней в неделю по вечерам навещать своих юных учеников. Только молодость и здоровье помогли мне перенести такой режим.

А вот другая представительница гуманитарной профессии – филолог Наталья Захарова, уже добравшись до звания доцента, устала от финансовой безнадеги и навсегда оставила диплом на полке, полностью переквалифицировавшись в таксиста.

– На своей «шестерке» таксую уже пятнадцать лет. За это время в одиночку вырастила дочь, сейчас она уже учится в Москве. Стараюсь не вспоминать, зачем я училась в университете, свои годы работы на кафедре… В Томске огромный переизбыток людей с высшим образованием, им здесь негде реализовать свои знания, хотя вокруг по прежнему масса людей явно не обремененных культурой и интеллектом, которые нуждаются в просвещении. Очевидно, властям такое положение выгодно, но для людей моего круга это настоящая трагедия.

Опыт прежнего говорит, что в ближайшие месяцы вырастет спрос на вакансии дворников, ночных сторожей, охранников, складовщиков, операторов колл-центров, разнорабочих, грузчиков, водителей грузового и пассажирского транспорта.

– Эту работу лучше считать временным пристанищем, чем «запасным аэродромом», она не дает карьерных перспектив и полного удовлетворения прежних материальных потребностей, – говорит экономист Игорь Онищенко. – Но это позволяет переждать смутный период, окончание которого, впрочем, не прогнозирует пока никто.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.