Клевая работа

Почему для некоторых любительская рыбалка – главный источник пропитания и заработка.

Наверное, вряд ли стоит сильно радоваться тому, что в XXI веке находятся люди, у которых вопрос, будет ли у них сегодня что-то на ужин, зависит от удачного улова. Тем не менее, в нашем регионе достаточно нетрудоустроенных людей, хорошо обеспечивающих себя рыбалкой.

– Томская область – уникальный для этого регион, поскольку у нас круглый год водится масса самой разнообразной речной и озерной рыбы, в том числе редких и особо ценных пород, – говорит работник ООО «Афанасий Матвеевич» Валерий Карпенко. – Самые рыбные районы – Александровский, Каргасокский и Колпашевский, где немало людей сделали рыбалку единственным способом заработка, причем – неофициального.

Впрочем, отделить в этой деятельности обычное любительское увлечение от браконьерства непросто. Официально в последние годы в нашем регионе вылавливается более 4 тысяч тонн рыбы. На территории области действует почти полтораста предприятий, занятых добычей и переработкой. Но подсчитать, сколько рыбы ловится и продается тайно, не может никто.

– В прошлом году была задержана почти тысяча нарушителей, сумма штрафов составила 2,5 миллиона рублей, – говорит сотрудник регионального отдела Рыбоохраны. – Это только верхушка айсберга, для полного выявления браконьеров требуются более серьезные материальные и людские ресурсы. Пока же для рейдов на водоемах задействовано не более восьми инспекторов томского отдела Рыбоохраны, вместе с полицией.

Несмотря на постоянно увеличивающиеся штрафы (за незаконный вылов лишь одного осетра – почти полмиллиона рублей), любители заработать на ценных породах рыб находятся постоянно.

– В Томске на черном рынке идет стабильный сбыт стерляди, форели, нельмы, осетров и черной икры, через мессенджеры, чаты и телеграм-каналы посредники продают массу нелегального товара, – говорит Валерий Карпенко. – Ущерб составляет десятки, а может и сотни миллионов рублей. Борьбе с нарушителями мешает местечковая сплоченность: здесь все друг друга знают, рыбаки не рискуют сбывать пойманный улов незнакомым людям, скупщики тоже работают только по своим надежным каналам. Чужаков эта система быстро вычисляет и сдает полиции. А в итоге, посетители дорогих томских ресторанов зачастую и не догадываются, каким путем попала к ним на тарелки свежая стерлядь или осетрина.

Сезонный заработок рыбака зависит от того, где он промышляет: в Александровском, Стрежевом или Каргаске для этого самое благодатное место – есть любители, «добывающие» до 400–550 тысяч чистого дохода за лето. Зимой, когда сетями ловить невозможно, объемы резко снижаются, рыбаки выходят на лед ради чистого искусства.

– Сейчас некоторые зарабатывают организацией зимней рыбалки: доставляют туда и обратно желающих из Томска, предоставляют в аренду всю экипировку и снасти, вместе с домиком на берегу озера или реки, с баней и всем полагающимся, – поясняет предприниматель из села Мельниково Олег Марковский. – Платная рыбалка – это больше развлечение, чем работа, клиентам важно хорошенько расслабиться, а не выловить много рыбы. С другой стороны, кроме платных водоемов, гарантию нормального клева вам никто и нигде не даст, этот бизнес требует профессиональных навыков и знаний. Однако регулярная организация такого вида досуга пока немногим приносит стабильный доход.

Способен ли прокормиться одной лишь рыбной ловлей обычный томич, промышляющий в районе Лагерного сада какую-нибудь щуку, ерша или окуня – вопрос праздный. Все-таки, наши края – не Приморье, Сахалин или Камчатка, где издавна море стабильно и щедро кормит целые поколения местных жителей и еще больше – гастарбайтеров.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.