Санкции «бьют» по безработице

К весне 2023-го спрос на рабочие руки в России набрал рекордные обороты.

Пытаясь прогнозировать год назад экономическую ситуацию, многие эксперты называли рынок труда одной из сфер, где кризис заметно проявит себя. И хотя санкционное давление с тех пор только возросло, число безработных за год в России сократилось на 600 тысяч человек, а в январе 2023-го безработица в России снизилась до исторического минимума.

Всего в первый месяц этого года работу искали 2,7 миллиона россиян (3,6% всех трудовых ресурсов). Количество трудящихся почти 73 миллиона, что на 2% выше, чем год назад. В 68 субъектах России число занятых увеличилось, а в 13 регионах ситуация обратная. Лидерами по росту безработицы стали Республика Алтай, Ленинградская и Московские области, Еврейская автономная область. Почему же экономические проблемы способствуют уровню занятости?

Рынок труда находится под воздействием «демографической ямы» 90-х, высокой смертности населения вследствие пандемии коронавируса, а также мобилизации осенью 2022 года. Сюда же можно отнести отъезд многих специалистов за рубеж и снижение притока мигрантов.

– В прошлом году на пенсию вышло около двух миллионов человек, а «трудового» возраста достигло примерно 1,4 миллиона россиян. Прибавьте сюда всех мобилизованных и уехавших из страны, получится, что рынок потерял где-то 1,5 миллиона рабочих рук, – говорит сотрудник международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института Гайдара Игорь Ефремов. – Все это провоцирует дефицит кадров.

По официальным данным, каждое второе российское предприятие ощущает нехватку рядовых сотрудников, а треть компаний говорит о дефиците профессионалов.

Формально безработицу сдерживает и то, что в прошлом году масса компаний была вынуждена перевести своих работников на неполную занятость. Сегодня в стране 4,6 миллиона таких людей – больше чем во время пика пандемии. При этом россияне соглашаются на сокращение размеров своей зарплаты. Многие предприятия оформляют сотрудников как самозанятых, сегодня их насчитывается 6,5 миллиона человек.

– На снижение безработицы влияет низкая производительность труда и отставание предприятий в автоматизации: огромная масса людей занята, по сути, бесполезной работой, что усугубляется на фоне санкций и нехватки высокоточного зарубежного оборудования, – полагают эксперты Высшей школы экономики.

По мнению специалиста рынка труда, руководителя направления клиентской эффективности Натальи Даниной, низкие показатели безработицы – тревожный сигнал:

– В совокупности с падающими темпами экономики это сдерживает процессы ее структурной трансформации. Людей либо нет, либо они не стремятся менять работу в сложных внешних обстоятельствах.

В Томске на одного ищущего работу в декабре 2022 приходилось всего 1,6 вакансий, хотя средний показатель по стране – 2,5 вакансии. За год спрос предприятий на рабочую силу снизился, однако численность вставших на биржу труда уменьшилась еще значительней. Официально в регионе число незанятых сократилось за год с 9,4 тысячи до 5,7 тысячи человек. Количество вакансий за это же время упало с 12 333 до 8 957.

При этом в регионе больше всего не хватает кадров в IT-отрасли, в машиностроении, грузовых и автомобильных перевозках. Характерно, что более всего ситуация сказывается на крупном производственном бизнесе, а Томск не изобилует таковым.

– Неформальная занятость чаще практикуется в отрасли услуг, мелкой торговли, транспорта и сельского хозяйства. Здесь не предполагается сильная зависимость от зарубежных технологий или комплектующих, поэтому регионы с невысокой концентрацией больших промышленных компаний от санкций и безработицы страдают меньше, – считает научный сотрудник центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анна Зудина.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.