Берегись автомобиля

Почему водители стали одной из самых непрестижных профессий у молодежи?

Среди 14 тысяч вакансий, открытых сегодня в Томской области, наибольший спрос на водителей, в особенности, пассажирского и большегрузного транспорта. В регионе не хватает 796 шоферов, особенный дефицит кадров в удаленных районах области: Тегульдете, Бакчаре, Кедровом, и т.д.

Однако водители стали дефицитом по всей стране: около 10% грузовых автомобилей сейчас без дела простаивает в автопарках, нехватка специалистов в этой сфере в России около 160 тысяч человек. Летом прошлого года на различных российских интернет-сайтах было размещено более 41 тысячи вакансий для дальнобойщиков и водителей-экспедиторов, в то же время резюме от кандидатов поступило в три раза меньше.

– Произошла смена поколений: в советское время, с его дефицитом автомобилей, молодежь стремилась получить права и стать водителем, чтобы таким образом решить вопрос собственной мобильности. Жители удаленных районных центров и деревень, работая на грузовике, могли с его помощью решать и собственные бытовые проблемы. Сегодня водительское удостоверение и хотя бы подержанное авто доступны очень многим, следовательно, нет нужды работать на казенной машине, чтобы с ее помощью как-то реализовывать личные потребности. Зато ответственность, автомобильный поток и напряженность на дорогах многократно увеличились, вместе с профессиональными рисками, – поясняет ветеран межрегионального профсоюза дальнобойщиков Илья Гуренков.

На сегодня обычный возраст водителя большегрузной машины 45–50 лет. Средняя зарплата у водителя фуры по стране 80–100 тысяч.

– Казалось бы, это неплохие деньги, но для того, чтобы их получить, нужно трудиться сверх всяких норм, проезжая в сутки по 800 километров, при этом время погрузки (3-4 часа) не оплачивается, – говорит Гуренков.

О падении престижа профессии говорит и сокращение автошкол, где готовят водителей грузовика. А новичкам транспортные компании не рискуют доверять фуры и прицепы с грузами на 10–15 миллионов рублей. Все это приводит к росту «теневого рынка» грузоперевозок и падению качества транспортных услуг.

– Государство сделало немало для легализации грузовой автомобильной отрасли, многие перевозчики «вышли из тени», – рассказывает эксперт в области транспортной логистики Александр Коновалов. – Но до полной открытости еще далеко: весь объем российского рынка грузовых перевозок 3,5 триллиона в год, а его легальная «белая» часть – один триллион. Казна недополучает более 100 миллиардов налогов.

– Молодежь не желает становиться водителями, потому что это слишком опасная и трудоемкая профессия. Риски на дорогах растут ежегодно, в условиях кризиса мало желающих нести ответственность за грузы и пассажиров. Сегодня среди водителей с категорией «Е» парней в возрасте до 35 лет не больше 20%, – говорит HR-консультант рекрутингового агентства Анна Лозовая.

По ее словам, кризис в отрасли нарастает с каждым годом. Автоперевозчики неохотно берут на работу водителей старше 50 лет, из-за рисков по медицинским показателям.

– В отношении водителей логично было бы не повышать пенсионный возраст до 65 лет, а, наоборот, понизить этот порог, ввиду многократно возросших трудностей профессии, – считает эксперт.

Любопытно, что дефицит водителей испытывает сегодня не только Россия, но и страны Европы, Азии и Америки. При этом увеличение зарплаты водителей в Европе и США, не приводит к решению проблемы, поскольку и там молодежь не желает садиться за баранку грузовиков и автобусов. На долю водителей в возрасте до 25 лет приходится не более 6–7%, а их средний возраст, как и в России – от 40 до 50 лет. И даже пандемия не сумела повлиять на снижение вакансий, по мере восстановления экономики и роста спроса на транспортные услуги дефицит водителей лишь усилится.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.