Был рынок труда – станет рынком поиска

Из-за демографии дефицит рабочих рук в России продлится минимум до 2035 года

По свежим данным Росстата общее число россиян за минувший год снизилось на 555 тысяч человек. Перспективы рынка труда при этом еще сложней – в ближайшие годы он потеряет 8 миллионов сотрудников в возрасте до 40 лет.

– Постоянная убыль молодых кадров у нас наблюдается с начала 2010-х годов, еще до пандемии и СВО, – говорит эксперт Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Александр Морозов. – Последние события привели к усилению этой тенденции, в ближайшее десятилетие самая активная возрастная группа от 20 до 29 лет, станет остродефицитной.

Одна из главных причин нехватки молодой рабочей силы – демографическая яма 90-х, плюс естественное старение и убыль населения, сверхсмертность из-за пандемии коронавируса.

– Также на кадровый голод влияет прошлогодний отъезд высококвалифицированных специалистов за рубеж (минимум полмиллиона человек) и заметное снижение количества мигрантов, – отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – Если на пенсию в прошлом году вышли около двух миллионов россиян, то трудового возраста достигли только 1,4 миллиона граждан. К тому же более 300 тысяч мужчин были мобилизованы либо записались в добровольцы. Обратная миграция составила несколько сотен тысяч, среди которых немало детей и пожилых беженцев.

По данным специалистов FinExpertiza молодежь неохотно берут на достойно оплачиваемую работу из-за нехватки опыта. В регионах, где количество вакансий меньше, чем в столице и мегаполисах, смена профессии не сулит начинающим сотрудникам качественные изменения.

– К тому же увеличение бюджетных мест в вузах отдаляет период активного выхода на рынок труда, что также сокращает предложение молодой рабочей силы, – считает Сафонов. – Ориентировочно численность работников в возрасте до 40 лет к 2030 году сократится на 8 миллионов.

В большинстве регионов, по данным Минэкономразвития, с началом весны 2023 года усилилась нехватка IT-специалистов, серьезно не хватает рабочих рук в машиностроении, грузовых и автомобильных перевозках.

– И при этом наша экономика держится на использовании дешевого труда, что никак не мотивирует работодателей на применение современных технологий. Например, у российских строителей производительность в четыре раза ниже, чем в Голландии, – рассказывает Александр Морозов.

Но заниматься спешной модернизацией производства в условиях западных санкций довольно проблематично. Как и закрывать кадровые бреши в высокотехнологичных отраслях за счет повышения пенсионного возраста.

– С одной стороны, на работу стало устроиться легче. Сейчас каждое второе предприятие заявляет о нехватке рядовых сотрудников, – утверждает Александр Морозов. – Для обычных людей это плюс, но кадровый голод в промышленном производстве, энергетических отраслях и ОПК тормозит развитие экономики.

Другой неоднозначный тренд, продолжившийся с 2022 года – рост неполной занятости, который достиг рекордных максимумов – около 5 миллионов россиян.

– Бизнес адаптируется к шокам за счет сотрудников, согласных на сокращение своих зарплат. Добавьте сюда резкое увеличение самозанятых, на весну 2023 года их количество перевалило за 7 миллионов, – говорит доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Крыленко. – Но доходы самозанятых значительно ниже средней зарплаты работников официальных организаций.

Несомненно, что дефицит кадров выгоден соискателям: они могут выбирать работу, исходя из своего опыта, образования и пожеланий. Работодателям приходится чаще предлагать им гибридный график, неполный день, свободный или удаленный режим, а также расширять возрастные рамки и географию найма.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.