Есть работа для парня с гитарой?

Почему использовать свои музыкальные навыки в провинции удается единицам

Одна известная в узких томских кругах исполнительница авторских песен как-то призналась, что жить искусством в провинции – это совершать ежедневный подвиг. Музыкальный талант мало кому здесь может обеспечить доходы, сопоставимые с зарплатами нефтяников и госслужащих. Поскольку на днях страна отметила очередной юбилей Владимира Высоцкого, рассмотрим варианты заработков для автора, вооруженного лишь гитарой …

– У профессионального гитариста в Томске есть два «благородных» пути трудоустройства: либо в рестораны и кафе с «живым звуком», либо преподавание в каком-нибудь колледже культуры, – говорит бас-гитарист Сергей Ореханов, бывший томич, ныне работающий в Питере. – Но музыкальных учебных заведений в городе меньше, чем кабаков, а возможности последних сильно подкосил коронавирус. Тем, кто хочет зарабатывать игрой на инструментах, нужно изрядно помучиться.

Вариант уличной игры – для самых отчаянных одиночек. Во-первых, этому не способствует сибирский климат. Во-вторых, в Томске не так много мест, где позволено таким способом добывать себе хлеб насущный.

– Почему все любят играть в подземных переходах? Они идеальны в акустическом плане, там отличная естественная реверберация звука, не требуются усилители, – говорит Сергей. – В Томске таких объектов почти нет. В теплое время года можно играть в парках, скверах и других открытых местах отдыха. Это сезонная работа, где часто требуется разрешение местной администрации.

Тем не менее, музыканты признаются, что игра на открытом воздухе – занятие для самых молодых, и не слишком доходное.

– Сколько можно получить за один летний вечер, исполняя песни в людных центральных парках Томска? Все зависит от случайностей: если рядом есть уличные кафе или рестораны, значит, подгулявшие могут жертвовать пятисотенные и даже тысячные купюры, – говорит молодой гитарист Алексей Петренко. – Но вообще народ в провинции прижимистый, я не раз играл на улицах Новосибирска – там платят щедрей.

Заветная цель для гитариста – право играть в кафе или ресторане. Если владелец заведения сам любитель музыки – за него идет борьба.

– Для музыканта обычное дело подлаживаться и менять свой репертуар, – признается Алексей. – Вначале играешь то, что нравится хозяину или управляющему рестораном, а уже в зале – приспосабливаешься к жующим и выпивающим. Две тысячи рублей за вечер – неплохой гонорар, не считая чаевых от посетителей. Но у нас заказывать музыку за отдельную плату не любят. Вот в 90-е было раздолье – и заведений открывалось много, и платили хорошо. Хотя риск нарваться на «братков» сильно портил всем настроение.

Кстати, про 90-е, как время самое плодотворное для творчески одаренных людей, с тоской и любовью вспоминают многие известные томские музыканты.

– Мы выступали часто, хотя исполняли фолк, что не слишком понимает большинство слушателей, – вспоминает Наталья Нелюбова. – Особенно насыщенными были праздничные каникулы. Случалось, что нарывались на неприятие публики, однажды пришлось убегать через кухню от разъяренных бандитов, которые пытались поспорить о вкусах. Но, в целом, Томск 90-х и начала «нулевых» был, по экономическим причинам, более щедрым для талантов …

Сегодня подрастающая музыкальная молодежь рвется из Томска в мегаполисы, ибо найти в родном городе стабильный заработок почти невозможно.

– Нашей группе почти четверть века, играли в Северске и Томске, но 12 лет назад, устав от безысходности, переехали всем составом в Питер, – объясняет Сергей Ореханов. – Большие города – лучшая сцена для артиста. И даже если тебе не удалось стать «звездой», в мегаполисе достаточно богатых людей и заведений, готовых платить за искусство.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.