Инженеры – главная «добыча» кадровика

В ближайшие годы импортозамещение усилит дефицит высших технических специалистов.

Через год после начала витка новых санкций российская промышленность все глубже погружается в проблематику импортозамещения. Рынок труда уже дает четкие сигналы, а компании догадываются, на кого они будут «охотиться» в ближайшие десять лет.

– Главное, что Россия получала из Европы и США, это высокотехнологичное оборудование (в том числе для тяжелого машиностроения, медицины и фармацевтики), права на использование инновационных технологий, транспортные средства, включая самолеты и комплектующие. В некоторых сегментах доля импорта составляла 60–70%, – говорит руководитель HR-службы «КLF Group» Жанна Семина. – Параллельный импорт проблем не решит, нужны собственные инженерно-технические кадры, но с этим непросто ...

По данным экспертов Высшей школы экономики, сегодня меньше трети российских выпускников (28%) оканчивают вузы по техническим специальностям. Еще около 4% изучали естественные науки. Остальные – гуманитарии, представители общественных областей знаний.

– Наш бизнес уже лет 15 трубит про острую нехватку инженеров-технологов на производстве, конструкторов, проектировщиков и наладчиков оборудования, операторов станков с ЧПУ, схемотехников, электронщиков, разработчиков двигателей, узлов и компонентов, программистов. Сейчас нужда в специалистах, способных выстраивать и обслуживать технологические процессы и линии, только усугубилась, – считает Жанна Семина.

Как отмечает ВНИИ труда Минтруда России, ключевое влияние на рынок вакансий в 2023 году окажет перераспределение цепочек поставок и ориентация на собственные ресурсы в условиях импортозамещения во всех сферах экономики.

– Восполнить дефицит инженерных кадров в одночасье не получится, нужны годы. А пока бизнес уповает на «параллельный импорт» подскочил спрос на специалистов по международной логистике, в основном ориентированных на китайский рынок, – объясняет эксперт по управлению кадрами Алексей Маршев. – За минувший год в сфере международного консалтинга на десять вакансий приходилось одно резюме, а зарплатные предложения увеличились на четверть. В условиях нестабильности бизнес ищет людей, способных оценивать все сценарии и риски.

Среди других профессий, востребованных в ближайшие годы – эксперты по IT-безопасности, профессиональные кадровики с опытом антикризисного управления, медицинские работники.

– Прогнозируется сокращение вакансий на строительные профессии. Хотя пока в этой сфере дефицит – на одну заявку от работодателя приходится 1,3 резюме. Но за последние 15 лет вузы готовили достаточное число выпускников, что превышает темпы появления собственных строительных технологий и производств, независимых от западных. Итоги дисбаланса вскоре проявятся, – считает Алексей Маршев.

Любопытно, что, по мнению кадровиков, инженеры, в отличие от IT-специалистов, реже пользуются социальными сетями, не «светясь» в профильных чатах и группах, предпочитая общаться в своем узкоспециальном кругу.

– «Охота» за инженерами непростая задача, – рассказывает Жанна Семина. – Лучшие каналы вербовки – это сотрудничество непосредственно с кадровиками в НИИ, на заводах и локальных производствах, с организациями профпереподготовки и повышения квалификации, и, конечно, с вузами. В Томске хорошо развита связь между научно-образовательным комплексом и реальным сектором, но большинство перспективных кадров «перетекают» в другие регионы из-за низкой востребованности у себя дома. Это касается IT-шников, инженеров в атомной и тяжелой промышленности, сфере перевозок, специалистов в медицине.

Главный совет кадровиков: если ваш бизнес связан с производством, где задействовано сложное иностранное оборудование, роботизация, инновационные разработки – ищите людей уже сейчас.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.