Летом не работается?

Более четверти работодателей жалуются на падение продуктивности в теплые месяцы
В каждом взрослом живет ребенок, а все дети неразрывно связывают лето с продолжительными каникулами. Именно этим психологи объясняют постоянные жалобы на то, что, начиная с первых теплых майских дней и до самого сентября, масса работников трудятся «из-под палки».
– Это происходит не только в России: согласно международным данным, в летние месяцы производительность падает на 20%, люди охотней отвлекаются от выполнения будничных задач. Даже магазины фиксируют снижение посещаемости на 25%, – отмечает психолог Вероника Шишкина. – Многие мечтами находятся в отпуске, да и сложно сосредоточиться на ударном труде, когда часть работников отсутствует, уже отдыхая. Даже жара невольно настраивает на расслабленность.
Врачи подтверждают – «тепловая лень», это не выдумка лоботрясов. Люди действительно хуже соображают, если температура на рабочем месте повышается выше 26 градусов по Цельсию.
– Каждый градус выше этой нормы снижает концентрацию и эффективность мозга на 10%, – уверен нейрофизиолог Алексей Чебышев. – Многие советуют сокращать рабочий день на один час, если коллектив трудится при температуре 28,5–30,5 градусов. Опыты показывают, что в сильную жару наивысшая продуктивность лишь в первые три-четыре часа, затем она резко падает.
Эксперты заметили, что даже наличие кондиционеров не спасает коллектив от лени – ведь за окном солнце и жара. А это говорит о том, что психологический фон все-таки сильней реальных физических условий.
– В большинстве регионов России теплая солнечная погода большая редкость, поэтому люди автоматически настраиваются на отдых, даже если лето начинается с дождей, – объясняет Чебышев.
Впрочем, российские работодатели не менее суровы, чем местный климат: почти 60% из них отказываются признавать и реагировать на падение активности в штате.
– Да, всеобщая лень достигает максимума где-то к середине июля. Многие коллеги отказываются летом от запуска новых проектов, мероприятий, серьезных переговоров, откладывая их на осень. Полагаю, расслабленный режим неприемлем: именно поэтому, к августу в России традиционно растет аварийность на предприятиях и транспорте, люди привыкают спустя рукава относиться к выполнению элементарных норм безопасности, – рассказывает директор инжиниринговой компании Сергей Марков.
Кто-то из работодателей, наоборот, видит необходимость в летних послаблениях коллективу.
– Мы разрешаем сотрудникам в офисе носить более свободную одежду – рубашки и блузки с коротким рукавом, без галстуков. Снабжаем бесплатными прохладительными напитками. По пятницам сокращаем рабочие дни на час-полтора, а многих вообще отпускаем домой на дистанционную работу, – говорит директор проектного агентства Оксана Загальская.
Безусловно, в тех отраслях, где летом пик активности, не до послаблений. Строительство дорог и жилых объектов, сельское хозяйство, коммунальная сфера, речной транспорт, заготовка дикоросов так же требуют длительного пребывания на жаре, но люди, занятые в этих сегментах и сами не желают лениться, понимая, что их «лето весь остальной год кормит».
– Лучший стимул для тех, кому приходится выходить на смену в жару – материальный, в виде премий, а также дополнительных отгулов, – подчеркивает главный инженер управляющей компании Виталий Стоцкий. – Но длительность смен, конечно, приходится сокращать. Например, сварщики и так находятся рядом с выделяемым теплом, поэтому в жару они работают по два-три часа.
Нынешнее лето, по прогнозам российских синоптиков, несмотря на большую солнечную активность, будет отличаться резкими перепадами температуры, что, в общем-то, не слишком хорошо даже для метеоустойчивых работников. Но хотя бы паузы между жарой всем обещаются.
***
Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.