Лишь бы не работать

Сколько времени трудились наши предки, и почему в Европе вводят 4-дневку

Пару веков назад продолжительность рабочего дня зависела от светлого времени суток: простые труженики, занятые на открытом воздухе, ориентировались на Солнце, те, кто находился в помещениях, жгли свечи и лучины. Но свечи стоили не дешево, поэтому только с появлением керосиновых ламп и электрического освещения человечество получило возможность пропадать на работе круглыми сутками.

– В конце XVII века на Руси для служащих действовал 10-часовой рабочий день, причем, трудились и по субботам – до обеда, и в воскресенье – после обеда. Большое количество церковных праздников считались для всех слоев общества выходными: Рождество, Богоявление, Масленица, первая неделя Великого поста, Страстная и Пасхальные недели, – рассказывает доцент исторического факультета Татьяна Долгих. – В XVIII веке госслужащие приходили на работу к пяти утра, обеденный перерыв с двух до пяти часов дня, затем мелкий люд снова отправлялся на работу, а начальство могло отдыхать.

В XIX веке продолжительность службы стала снижаться: чиновники появлялись в присутственных местах в 9-10 часов утра, и сидели до 3-4 часов дня. Но обычные рабочие и крестьяне, разумеется, трудились, сколько им велел хозяин. Развитие частного и государственного капитализма, и появление электрического освещения усилили эксплуатацию человеческих возможностей. И только в 1897 году было издано правительственное постановление, ограничившее рабочий день 11,5 часами в сутки.

– К 1917 году питерские пролетарии трудились по 10 часов. Для сравнения: в США работали по 9,7 часов в день, в Британии по 9 часов, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании – по 10 часов, – говорит Татьяна Долгих. – При этом в России до революции был 91 праздничный день в году, а сейчас их 13. И хотя субботы в нашей стране стали выходными только с марта 1967 года, все-таки их число (52) не компенсировало прежние нерабочие церковные и царские дни.

Сегодня не только в России, но и странах Запада идет дискуссия о сокращении рабочей недели с пяти дней (36 часов) до четырех (28 часов) при сохранении прежнего уровня зарплат.

– Главная цель сторонников 4-дневки – улучшить баланс между работой и личной жизнью, повысить производительность труда и лояльность компании. К этой идее присматриваются во Франции, Великобритании, а в Голландии уже сейчас люди трудятся по 29 часов в неделю, – говорит HR-эксперт центра занятости Андрей Вишневский. – Опросы говорят, что 65% молодых кандидатов в Европе выбирают работодателей, предлагающих 4-дневку. Сами владельцы бизнеса, использующие короткую неделю, сообщают о росте качества труда и производительности. Для этого сотрудников делят на две группы: одни не работают по пятницам, другие по понедельникам, это позволяет обслуживать постоянное число клиентов.

Однако у сокращенной рабочей недели есть свои противники. Три четверти руководителей опасаются бюрократических хлопот, связанных с переходом на 4-дневку, снижение конкурентоспособности и рост затрат на оплату труда и операционные расходы.

– Связь благосостояния народа с наличием у него свободного времени является признанной, но случаются исключения. Например, в Японии еще недавно было принято оставаться в офисах сверхурочно, многие японцы годами не ходили в отпуск, демонстрируя служебное рвение. Как следствие – эта далеко не бедная страна стала лидером по количеству самоубийств, нервных срывов и других психических расстройств, связанных с работой, – говорит психотерапевт Алексей Смолкин.

В России обсуждение 4-дневки всякий раз спотыкается о печальный факт: производительность нашего труда в три раза ниже, чем в странах, где бизнес может позволить себе роскошь работать на один день меньше, без потери качества и клиентов.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.