Новый спрос на старые выкройки

Почему в стране исчезает прежде самая привычная профессия для женщин?

Когда-то в СССР должность швеи-мотористки считалась одной из самых малопрестижных – как правило, такая судьба ожидала выпускниц школ со скромными амбициями и очень средними способностями. В результате профтехучилища выбрасывали на рынок труда десятки и сотни тысяч девушек, в которых нуждалась советская легкая промышленность.

– И все же профессия швеи позволяла заработать на верный кусок хлеба массе женщин с невысоким образованием. Все изменилось в середине 90-х, когда наши швейные предприятия стали разоряться: сказалась конкуренция иностранных производителей, к тому же отрасль жила за счет поставок сырья из республик Средней Азии, связь с которыми нарушилась, – говорит член профсоюза работников легкой промышленности Алла Володина.

Профессиональные учебные заведения постепенно перестали выпускать специалистов для рынка, а учебная база застыла на уровне 80-х годов. В итоге за тридцать постсоветских лет в стране возник острый дефицит швей, закройщиц, портных, сборщиц лекала, ручниц, утюжильщиц, конструкторов, дизайнеров и технологов, способных работать по новым технологиям на современном швейном оборудовании.

– Сейчас нам приходится «дотягивать» до необходимого уровня даже подготовленные кадры, получившие профильное образование в оставшихся профтехучилищах, – говорит руководитель небольшого ателье готового платья Андрей Востриков.

До недавнего времени зарплата рядовой швеи оставалась не слишком высокой – от 32 до 45 тысяч рублей. Однако сегодняшняя конъюнктура на рынке увеличила зарплатные предложения почти вдвое.

– Западные санкции и резкое исчезновение конкурентов из недружественных стран вызвали рост спроса в 15–18% (по сравнению с прошлым годом) на продукцию российских швейных фабрик. Да, отчасти это явление связано с предыдущим падением продаж из-за пандемии, и о возвращении к уровню 2019 года пока мечтать не приходится. Но положительная тенденция налицо, а вот пополнить недостаток опытных кадров некем – молодежь не стремится в рабочую сферу, считая ее непрестижной и малоприбыльной, – говорит Алла Володина.

Тем не менее, сегодняшний потенциал у отрасли таков, что эксперты уже предрекают возвращение в профессию тысяч девушек и женщин.

– В соцсетях можно увидеть примеры популярности частных фирм и индивидуальных предпринимательниц, создающих свои образцы детской, женской, спортивной и домашней одежды. В конце концов, умение шить, кроить и вязать всегда было свойственно многим хозяйкам, такие способности всегда будут привлекать повышенное внимание у широкой аудитории, – говорит модельер и предпринимательница Алена Завойко. – Мой первый успешный опыт создания образцов детской одежды начался именно с изучения соцсетей. Нынешний год демонстрирует небывалый рост заказов на индивидуальный пошив. После ухода с рынка популярных западных брендов многие производители почувствовали хорошие перспективы. Но дефицит работниц в нашей сфере, это, действительно, большая проблема – всех приходящих к нам приходится учить с азов – умению обращаться с иголкой, ножницами, нитками, тканью. За последние двадцать лет у нас выросло несколько поколений девушек, не владеющих элементарными навыками. Но одеваться красиво желают все.

По мнению экспертов, когда-то одна из самых массовых женских профессий сегодня нуждается в серьезной «реанимации» – не в масштабах СССР, но на современном уровне.

– За минувшие десятилетия швейное оборудование поднялось на несколько ступеней вверх, возникли новые технологии работы с тканями, вырос спрос на хорошо оплачиваемых профессионалов, эта отрасль будет только развиваться, но без помощи государства кадровый голод не утолить, – уверен Андрей Востриков.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.