Страх как двигатель процесса

Чего боятся в 2023 году работодатели, топ-менеджеры, кадровики и простые сотрудники

Психологи считают, что вечный страх разрушающе сказывается на любом человеке и негативно влияет на все сферы деятельности, изрядно отравляя жизнь. Но некоторые страхи помогают в построении карьеры и достижении успехов. Эксперты рынка труда, определяя главные опасения 2023 года, узнали, что самыми боязливыми стали работники предпенсионного возраста на легко заменяемых должностях.

– Россияне старше 60 лет из сферы услуг и торговли традиционно боятся внезапного увольнения, – говорит проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – Но специалисты такого же возраста на производственных предприятиях опасаются этого гораздо меньше. То есть, возрастной охранник или продавец легко заменим, а вот опытный инженер-технолог вряд ли.

Однако дефицит рабочих рук сделал в этом году страхи увольнения маловероятными: до 90% рядовых трудящихся не боятся попасть под сокращение в ближайшие месяцы. Причем, абсолютно уверены в этом 43% россиян, а 47% считают маловероятным. И только 6% граждан полагают, что «скорее всего» в этом году потеряют свое место.

Главными страхами 2023 года, одолевающими работодателей, названы боязнь новых санкций, блокирующих работу конкретных отраслей и предприятий, исчезновение основных поставщиков и партнеров, полное изменение логистических каналов сбыта продукции, долговая и кредитно-финансовая воронка.

– Тот же набор проблем, за исключением санкций, владельцы бизнеса получили три года назад во время пандемии. С тех пор удалось найти решение многих задач, но все боятся, что стрессовая ситуация станет изнуряюще постоянной, – объясняет аналитик рынка труда и трудовых ресурсов Института экономики РАН Сергей Купченко.

Тем временем управленцы высшего звена боятся не справиться с организационными и финансовыми вызовами времени.

– Топ-менеджеры понимают, что собственники предприятий ждут от них оптимального и быстрого решения проблем, а рядовые сотрудники – сохранения гарантий стабильной работы, оплачиваемой с учетом растущей инфляции. Страх не оправдать ожиданий тех и других за три года перешел в категорию вечного. До 22% управленцев высшего звена сегодня опасаются развала предприятия, – рассказывает Сергей Купченко.

Таким образом, боязнь репутационных потерь, управленческой несостоятельности и конфликтных ситуаций мучает высший менеджмент бизнеса который год подряд. Но если при этом мужчины переживают за полное крушение своей карьеры (20%), то женщины, в основном, просто опасаются «совершить что-то не так» (30%).

На фоне возросшего дефицита профессионалов кадровики боятся принять на работу не того кандидата, либо – потерять опытного специалиста.

– На рынке труда немало тех, кто лишился недавно работы: у одних компания исчезла из-за санкций и кризиса, у других руководство поменяло или сократило штат. Соискатели понаторели в собеседованиях, как тут угадать нужного работника? – комментирует аналитик HR-службы Дарья Вереск. – Сегодня никого уже не удивить эффектной презентацией, это даже настораживает. Люди не стесняются на собеседованиях включать диктофон, чтобы в случае отказа представители работодателя объяснили – на каком основании.

Даже успешно нанятый опытный сотрудник заставляет несчастных кадровиков опасаться – не уйдет ли он вскоре? Ведь в нестабильные времена многие трудоустраиваются на «временные пристанища».

Впрочем, согласно опросам, больше всего наши люди во все времена боятся … самих себя. Оказалось, что каждый четвертый в коллективе опасается своих коллег, а 60% – начальников и гендиректоров. Такие люди пугают всех неадекватным поведением (70%), своей властью (28%), способностью интриговать и распускать сплетни.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.