Заброшенная целина

Агропром Сибири не выживет без помощи приезжего персонала?

По данным Росстата сегодня на селе занято 6,3% всего работающего населения России (это 4,5 млн человек). При этом зарплата у аграриев меньше, чем средняя по всей экономике, а дефицит кадров Минсельхоз оценивает в 200 тыс специалистов.

– На самом деле количество людей, выпускающих сельхозпродукцию, занижено: зачастую аграрии не желают платить налоги и не регистрируются даже как самозанятые. Многие получают пособия по безработице, – поясняет профессор Финансового университета Александр Сафонов. – Но даже сельские жители не хотят трудиться в аграрном секторе – Росстат говорит о сотнях тысяч официальных безработных трудоспособного возраста, добровольно покинувших отрасль.

Сибирь не является исключением – народ здесь также не рвется в поля, не хватает уже порядка 30% аграриев. Самый большой дефицит в Кемеровской области, Красноярском и Алтайском краях, в Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях. Из всех предложений по работе 8% составляют менеджеры, 5% – водители, по 4% – бухгалтеры, ветеринарные врачи, агрономы и разнорабочие, однако требуются и трактористы, и комбайнеры, и животноводы.

– Заменить поколение опытных аграриев предпенсионного возраста сегодня практически некем – молодежь не считает рабочие профессии в АПК престижными, в результате на селе глубокий дефицит практически всех специальностей, – считает президент Томской ассоциации пищевиков Владимир Кривовяз.

Почему люди массово бегут из деревни в город? Еще со времен СССР причины банальны и лежат на поверхности.

– Можно утешиться тем, что в развитых странах Европы тоже наблюдается отток населения из сельской местности. Но аграриев там хватает, – отмечает аналитик Института комплексных стратегических исследований Элина Захаренко. – У нас деревня катастрофически отстает даже от небольших городков по уровню комфортной инфраструктуры. Госпрограммы типа «Земской доктор», в рамках которых молодые врачи при переезде в село получают до 2 млн рублей, не спасают положения – людям нужны развитая социальная и культурные сферы, а деревня этого дать не может.

И все же объемы производства сельхозпродукции у нас стабильно растут с тех пор, как в 2014 году стартовали программы импортозамещения. А после начала конфликта на Украине спрос на некоторые профессии в АПК вырос до 30%, вместе с кратным увеличением зарплаты.

– Но ведь и другие профессии тоже подскочили в цене. Если комбайнер или доярка стали получать 60 тыс рублей, вместо прежних 30 тыс, это ложится огромной нагрузкой на работодателя-фермера. Но в сравнении с зарплатой городского курьера в 90–120 тыс рублей, это не такая уж привлекательная вакансия, – подчеркивает Элина Захаренко.

Особенность АПК – в обилии сезонных работ, куда обычно нанимались мигранты, но сейчас их поток резко сократился.

Что же будет с кадрами и зарплатами в нашем агропроме? Недавно министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что к 2030 году дефицит аграриев составит всего 30–50 тыс человек. Причину такого оптимистичного прогноза чиновник не озвучил. Почти все эксперты отнеслись к его словам скептически: накопившиеся в отрасли проблемы имеют долгосрочный характер, поэтому всего за несколько лет наполнить деревни людьми не получится.

– Сельское хозяйство, как и строительная отрасль, давно подсажено на «кадровую иглу» трудовых мигрантов. И внутренних резервов для преодоления дефицита аграриев в таком объеме у нас нет, – рассуждает экономист ВШЭ Алексей Сотников. – Выходит, что для производства дешевой продукции иностранные руки просто необходимы. Но они появятся, когда курс рубля вырастет: пока мигранты предпочитают зарабатывать на полях фермеров в Европе, руководствуясь экономической целесообразностью.

***

Познакомиться целиком со всем номером газеты можно по ссылке.